8 (495) 268-09-27, 8 (8452) 35-49-69
info@lapic.ru
пн-пт с 8:00 до 17:00

Из истории использования КИМ в советские времена

Контрольно-измерительные машины впервые появились в числе выпускаемого оборудования советских производителей в 1980-1984 гг. Это были агрегаты в виде гранитной плиты с возвышающей надстройкой над ней портального типа. Измерительная головка была оснащена рубиновым щупом и выдавала измерения с точностью до 0,01 мм. Перемещение головки от точки до точки производились вручную. О высокой точности при выполнении такой операции, как, например, контроль зубчатых колес, речь даже и не шла.
 

Далее советские работники познакомились с КИМ немецкого производства «Opton», которая была введена в эксплуатации на заводе им. Малышева в Харькове. Она представляла собой конструкцию из гранитной плиты размером 1,5х2 м с портальным механизмом над ней. Этот агрегат не имел прочной опоры, а находился фактически в подвешенном состоянии на воздушных амортизаторах (подача воздуха осуществлялась специальными нагнетающими устройствами).
 

Мало того, для данного оборудования был возведен «постамент» высотой в 3 метра, который не был связан с полом цеха. Сама же КИМ была размещена внутри закрытого стеклянного куба, оборудованного кондиционером. Соблюдение температурного режима было важным условием для работы машины. Любое воздействие из вне могло сказаться на точности получаемых измерений.
 

!!! Контрольно-измерительная машина «Opton» была использована для измерения редуктора двигателя танка. После получения результатов все буквально были шокированы – один из параметров отличался от конструкторского допуска на порядок. И с этим «дефектом» танки выпускали 20 лет!
 

КИМ стала своеобразным контролером производственного процесса. С ее помощью удалось выявить множество дефектов и недочетов в изготовлении очень важных деталей. Рабочие допускали ошибки в производстве, которые не могли быть выявлены ОТК. Зато это могла сделать машина немецкого производства. Безусловно, любовью и уважением со стороны рабочего народа она не пользовалась – штрафы за несоблюдение стандартов изготовления деталей никто не отменял.
 

Вскоре машина поплатилась за свою «беспристрастность»: целостность плиты из гранита была кем-то нарушена, ее просто свернули ломом с воздушных амортизаторов. Вроде сдвинули всего на несколько миллиметров, но восстановлению конструкция уже не подлежала. Агрегат просто отправили под замок, потому что больше никакой пользы он не мог принести. Такова была расплата за точность измерений.